ВКЛ / ВЫКЛ: ИЗОБРАЖЕНИЯ: ШРИФТ: A A A ФОН: Ц Ц Ц Ц
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
Детский сад № 85 комбинированного вида
Свердловская обл.
г. Каменск-Уральский
ул. Мичурина, д.26
+7 (3439) 32-37-09
dou_85_ku@mail.ru

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

Детский сад № 85 комбинированного вида
МЕНЮ

banner 300

29
октября
2024

25 октября на базе Детского сада № 79 состоялся городской Фестиваль педагогических идей «Эффективные средства работы с детьми с ООП».

Кузнецова Лилия Рафаиловна, учитель-логопед нашего Детского сада, представила коллегам мастер-класс по теме "Использование СКВИШ - игрушек в логопедической практике с детьми с ООП".

Поздравляем с отличным выступлением!
22
октября
2024

Когда логопед направляет ребёнка к неврологу, у родителей возникает множество обоснованных вопросов. Зачем нам идти к врачу? Как связана неврология с логопедией? Чего ожидать? Вдруг нам назначат агрессивные медикаменты? Можно ли обойтись без этого?
Благодаря статье вы найдёте ответы на эти вопросы и сможете лучше понять ситуацию.

Специалистам, а может и некоторым внимательным родителям, давно известно о тесной связи логопедии и медицины. Научные исследования показали нам, что механизм развития ряда нарушений речи связан с патологиями и особенностями нервной системы. Сложная организация речевых механизмов требует слаженного функционирования всех ее отделов. Поэтому детский невролог – лучший друг логопеда и ребенка на пути к нормальному речевому развитию.

В этой статье вы найдете ответы на следующие вопросы:
В чем заключается связь неврологии и логопедии?
Каково место нервной системы в развитии речевых патологий?
Когда необходима консультация врача и чего от нее ожидать?
Стоит ли бояться направления к неврологу?
Можно ли обойтись без врачебной помощи?

Физиологические аспекты патологии речи
Для лучшего понимания того, в каких случаях и для каких целей малыша следует показать неврологу, обратимся к физиологии. В формировании речи принимают участие бульбарные центры мозга, проводящие пути, ассоциативный центр, анализаторы чувствительности, различные нервы (языкоглоточный, блуждающий, лицевой и т.д.) и другие мозговые структуры, в первую очередь, кора.
Кора головного мозга – это структура, которая мантией покрывает полушария большого мозга. Она состоит из так называемого «серого вещества» и образует огромное количество извилин. Это самое молодое образование нервной системы, которое отвечает за высшую психическую деятельность. Именно в коре головного мозга располагаются основные речевые центры:
- Центр Брока. Располагается в области третьей лобной извилины левого полушария (у правшей, у левшей – правого полушария). Это моторный центр речи, который координирует мышечные волокна языка, нёба, глотки и других областей, отвечающих за артикуляцию. Таким образом, центр Брока обеспечивает моторную организацию речи. Что же произойдет при поражении этой структуры? Нарушение речеобразования. Ребенок будет понимать речь других, но сам нормально говорить не сможет.
- Область Вернике. Располагается в зоне верхней височной извилины доминантного полушария мозга. Ее функцией является процесс усвояемости речи (как письменной, так и устной). В этом случае ребенок не понимает содержание слов и не может донести свои мысли. Основные речевые расстройства, которые могут быть связаны с патологией нервной системы и устранение которых требует вмешательства невролога:
- Афазии
- Дизартрии
- Алалии.

Почему нужно обращаться к неврологу и можно ли обойтись без этого?
Любая органическая патология требует вмешательства врача. Иногда родители тратят огромное количество сил, времени и денег на всевозможные развивающие занятия, а проблема сохраняется. Это говорит о том, что ребенку требуется комплексная помощь, которая заключается не только в логопедической коррекции, но и в соблюдении рекомендаций врача-невролога. Без этого эффективность занятий с логопедом снижается и сроки достижения результатов становятся непредсказуемо длительными.
Существуют ситуации, когда корень проблемы лежит глубже, чем кажется или хочется думать. А именно связан с органическими нарушениями нервной системы. Причин на это может быть очень много: токсикозы беременности, асфиксии, перенесенные инфекции, травмы и другое. Все это довольно распространенные явления, последствия которых не всегда видны сразу. Иногда единственный тревожный признак, который замечают родители – это нарушение 
речи. При подозрении на такую ситуацию опытный логопед должен направить ребенка на консультацию к детскому неврологу. Эта необходимость связана с тем, что только квалифицированный врач может провести нужное обследование, которое позволит выявить причину беспокоящих симптомов и поможет провести полноценную коррекцию.
 
Занятия с логопедом-дефектологом, конечно, являются неотъемлемой частью борьбы с нарушениями речи при органических патологиях. Они позволяют добиться более быстрого и качественного результата. Но необходимо понимать, что если не влиять на сам очаг проблемы (бульбарная система мозга, его корковые структуры, проводящие пути и другие структуры нервной системы, в зависимости от ситуации), а применять только внешние методы коррекции, то успех не может быть достигнут. Если своевременно не обратиться к нужному специалисту, то проблема будет усугубляться. С возрастом такие дети начинают испытывать все большие трудности в общении со сверстниками и близкими людьми, им сложнее дается учеба, становится непросто вести полноценную жизнь, они замыкаются в себе. К счастью, всего этого можно успешно избежать, если вовремя обратиться к врачу. Так стоит ли рисковать? Мы считаем, что нет.

Визит к неврологу: чего ожидать?
Неврологический прием похож на педиатрический, только с акцентом на исследовании нервной системы. Объем диагностических мероприятий будет зависеть от результатов консультации и предполагаемого диагноза. 
Помимо физикального обследования, наиболее клинически значимыми методами являются электроэнцефалография, МРТ головного мозга, ультразвуковая допплерография. Эти и другие способы назначаются при необходимости и являются абсолютно безопасными.
При обнаружении органической патологи назначается лечение. Не стоит беспокоиться: используется только самая мягкая и современная медикаментозная терапия, которая поможет убрать симптоматику и сделает логопедические занятия намного эффективнее.
Важно своевременно приступить к лечению органических нарушений речи. Тогда, в зависимости от заболевания и его стадии, медикаментозного лечения может даже не понадобиться. Порой назначения врача ограничиваются ЛФК, массажем и дыхательной гимнастикой. В любом случае более точное определение проблемы и комплексный подход невролога и логопеда позволят добиться максимального эффекта.
Рекомендуется выбрать одного специалиста-невролога и наблюдаться только у него, ведь только так возможно полноценно наблюдать динамику клинических проявлений. На состояние ребенка оказывает влияние множество факторов: от эмоционального состояния до уже начатого лечения. Поэтому новый специалист, который не знает всех тонкостей вашего случая и не видел ребенка до начала терапии не всегда может корректно оценить ситуацию.

Помните, что ряд нарушений речи не самостоятельные признаки, но являются проявлением расстройства нервной системы. Поэтому иногда без обращения к врачу не обойтись. К счастью, практика показывает, что своевременно начатая совместная работа невролога и логопеда-дефектолога дает отличные результаты. При правильном подходе можно рассчитывать на устранение проблемы и полную нормализацию речи.
10
июня
2024

изображение 2024 06 10 082959312

Наступили тёплые дни. Все больше времени дошколята проводят на свежем воздухе. А знаете ли вы, что долгие весенне-летние прогулки не только укрепляют здоровье малыша, - они способны помочь развитию детской речи.

Чередуйте «Вышибалы» и «Догонялки» с логопедическими играми и будьте уверены: на улицу ребенок выходит не зря.

Итак, пора гулять. Поиграем?

"Называй-ка"

Рассмотрите цветы, деревья, насекомых. Вспомните их имена. Вы удивитесь, но все разнообразие луга дошкольник может обозначить простым словом «цветочки». Как можно чаще обращайте внимание ребенка: «Кто это? Это шмель», «Здесь растут колокольчики и ромашки», «Какая сирень отцветает! Понюхай».

Когда малыш освоит достаточно слов, играйте по очереди: «Называем… цветы. Одуванчик. Ландыш. Василек…» Есть еще цветы неподалеку? Нет? Ну что ж, «Называем… насекомых. Жук. Бабочка. Божья коровка. Кузнечик…».

Товарищи ребенка тоже заинтересовались игрой? Берите мяч и стройте ребят в кружок.

 «Я знаю пять… деревьев. Дуб. Лови, Вася. Ты какое дерево знаешь? Елка! Отлично, бросай мяч Алине… Мы назвали пять деревьев? Молодцы. Что-бы еще загадать? Паша, начни: “Я знаю пять…”. Пять птиц! Отлично, Паша, играем. Соловей…».

"Схожее – различное"

Сорвите лист березы и дуба. Чем они похожи? Чем отличаются? Не торопитесь. На форму и цвет вы уже внимание обратили. Но как насчет новых слов, признаков, которые нужно поискать? Легкие, шершавые, гибкие (ломкие в конце лета), тоненькие, шелестящие на ветру… - похожи. Лист березы желтеет раньше дубового – отличаются. Дайте себе и ребенку возможность подумать, и пусть последний, выделивший признак, победит.

А та старая сосна и молоденькая сосенка? Трава в тени дерева и на выжженной солнцем лужайке? Лопух и подорожник? Посмотрите вокруг. Учитесь видеть и замечать особенное, размышляйте, и конечно, учите мыслить и наблюдать своих детей.

"Почемучка"

В мире так много вещей требуют объяснения. Как появились лужи на асфальте? Откуда радуга? Почему облака плывут по небу, на котором лениво лежали всего час назад. Поговорите об этом. Выслушайте предположения ребенка и выскажите свои. Быть может, вам удастся подвести ребенка к первому – почти научному – открытию. Во всяком случае традиционно-детское «Ветер дует, потому что деревья качаются» - чудесный повод для долгих и увлекательных бесед.

"Если бы я был…"

Навык формируется в действии. Чтобы научиться кататься на велосипеде, нужно… сесть на него. Чтобы научиться грамотной, красивой речи необходимо говорить. О чем? Хотя бы о том, что случится, если малыш – «Ты только представь!» - неожиданно станет облаком. Или шмелем. Каплей дождя. Быстрой речкой. Кем и чем угодно. Главное – сияющие глаза и нетерпеливое, почти взахлеб, «Ты знаешь, что было? Дай расскажу!».

"На что это похоже?"

На что похожи облака? Палочка, лежащая на дороге? Тень от причудливо подстриженного куста? Конечно, у малыша уже есть собственное мнение. Вот только соглашаться с ним, рассеянно кивая: «Да, да, совсем как собачка», - вовсе не обязательно. Щурьтесь до последнего, удивляйтесь и ахайте, чтобы в конце концов сдаться под напором детских доводов. А ребенок тем временем найдет в своей памяти слова «холка», «лапа», «поводок» и «такса, кажется». Ведь награда: капитуляция вас, взрослого и умного («Ну надо же, а я и не заметил») – того стоит.

"Загадки"

Вот только не нужно прихватывать с собой увесистую книжку. Загадки лучше сочинять самим. Это просто. Не «Без окон, без дверей, полна горница людей», а «Ваня, послушай. Я вижу овощ. Длинный, зеленый, покрытый пупырышками-мурашками. Он прячется среди листвы и длинных стеблей, как мартышка среди лиан. Что это?». Кстати, особым спросом пользуется тематика фруктов, овощей и ягод. Приз-отгадка съедается.

И еще: обязательно выслушайте загадки ребенка. Если повезет, лакомиться клубникой вы будете вдвоем.

Увлекательных вам прогулок, друзья!

25
апреля
2024

Почти каждый ребёнок и взрослый любят цирк. Ведь цирк - это мир улыбок, сказок, детства и добра. Там мы смеёмся, удивляемся, восхищаемся и мечтаем хоть немного побыть в роли циркового артиста.
20 апреля в этом году отмечался Международный день цирка. И ребята старшей группы вместе с учителем-логопедом Кузнецовой Л.Р. оказались в «теме», запланировав  игровое занятие. 
Каково же было изумление и удивление мальчишек группы, которые сами воссоздали сюжет цирка и декорации из их любимого конструктора ЛЕГО.
Ну и, конечно, в игре  закрепляли полученные логопедические знания. 

18
апреля
2024

Удивительный, загадочный, неизведанный, безграничный, полный тайн и загадок!!!! И это всё о нём… о космосе! Неделя космоса прошла в группе «Дружная семейка» просто КОСМИЧЕСКИ!!! Увлекательным приключением завершили проживание детьми космической темы учитель-логопед Кузнецова Л.Р. и воспитатель группы Черноусова М.В.:

1. поиграли в крестики-нолики, собирая космические слова;
 побывали в центре управления полётом, решая математические задачки;

2. поработали в парах, выполняя звуко-буквенный анализ;

3. в центре физической подготовки тренировали руки, ноги и даже язычок;

4. на координатной плоскости размещали звезды, подбирая родственные слова, и смогли увидеть созвездие «Малый ковш», который даже засветился в темноте;

5. написали программу для робота Matata и собрали космические инструменты;

6. ну и в завершении психологически разгрузились на своих кроватках, разглядывая «звёздное небо».

30
марта
2024

Совсем скоро, а именно 2 апреля - Международный день книги.

А давайте поговорим про ЧТЕНИЕ.

Отношения с книгами — штука тонкая. Заставить читать можно. Заставить любить чтение — нет, только создать благоприятные условия, в которых ребёнок будет читать охотно. Когда и какие книги можно читать малышам, чтобы когда-нибудь они полюбили читать сами? 

🫥 Малышам до двух лет …книги вообще можно не показывать. Для детей в этом возрасте графическая информация – как смартфон для дельфина. В смысле, вообще ничего не значит. Важнее предметно-манипулятивная деятельность – то есть малыша развивает всё, что он может потрогать, потрясти, облизать, сунуть в рот, бросить, толкнуть и дальше в том же духе. Если очень сильно хочется, можно вместе с игрушками показывать книжки-картинки, где на одной странице одно крупное изображение и ничего лишнего. Например, ребёнок играет с пирамидкой – показываем в книжке картинку с такой же или похожей игрушкой. Таскает малыш везде за собой мягкого зайца – «о, смотри, у тебя зайка – и в книжке зайка». Берет яблоко – «и в книжке нарисовано яблоко!».

Итого: малышам подходят книжки с простыми крупными реалистичными иллюстрациями на плотных картонных страницах – предметы, животные, фрукты и овощи. Всё, с чем малыш может встретиться в повседневной жизни.

🫥 Детям в три года…интересно играть в книжки. Самый подходящий вариант – тактильные и игровые книжки. Хороший пример такой литературы – книга «Зоопарк» Мэтью ван Флита (из той же серии книги «Кто?» и «Морды»). Ищите книги, в которых страницы оживают, можно подёргать, отодвинуть, заставить шевелиться, погладить, пошуршать и даже понюхать (такие тоже есть, да). Читать на ночь – можно, конечно. Но что-то короткое. С длинными сюжетами и остроумной моралью давайте подождем пару-тройку лет.

🫥 После трёх…  поздно начинать читать. Наоборот, самое время для коротких сказок, рассказов. Текста поменьше, картинок побольше. Причем, иллюстрация должна описывать то, что вы читаете. Например, встретился Колобок с медведем в лесу – на страничке картинка с этими персонажами. Разглядывайте картинки, описывайте героев, просите малыша показать, кто где нарисован.

🫥 До пяти лет…упражняемся в короткой литературной форме. То есть всё еще избегаем длинных сюжетов. Оставьте на будущее длинные книги с главами. Это может быть книга про одного героя, но истории в ней короткие и законченные. Например, как в серии про умную собачку Соню.

Просьба от логопедов и нейропсихологов: с трёх до пяти лет читайте детям побольше детских весёлых и интересных стихов. Рифмы и ритм здорово развивают речь.

Продолжайте рассматривать картинки. Придумывайте свои истории по иллюстрациям.

🫥 Для детей 5+…наконец-то настало время длинных историй. Можно приступать к большим повестям и сказкам. Обязательно обсуждайте с ребёнком прочитанное, вместе вспоминайте, на чем накануне остановились, что запомнилось, удивило, возмутило в прочитанном, как бы он поступил на месте героев. Придумывайте альтернативные сюжетные повороты и финал для книг.

С возрастом сюжеты постепенно становятся более сложными, иллюстрации уступают место тексту.

15
февраля
2024

Неправильный захват карандаши или ручки — проблема, которую точно не стоит игнорировать. Самая неожиданная новость для многих родителей — ребёнка не придётся учить держать ручку или ложку правильно, если он изначально развивался правильно. То есть эта способность у нас заложена уже на генетическом уровне. И если к году не сформировался пинцетный захват, стоит поискать первопричину: прежде всего, ищем её в тонусе мышц плечевого пояса. Читайте памятку, которая поможет в формировании правильного захвата.

Правильный захват карандаша

 

10
января
2024

Активно, интересно и позитивно прошла 14 декабря 2023 года стажёрская площадка для педагогов города, которую организовала учитель-логопед Кузнецова Лилия Рафаиловна в форме игрового практикума «Думающая» логопедическая нейросреда». Представляем вашему вниманию видео-зарисовку фрагментов практикума. 

© 2024. Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 85 комбинированного вида».